Константин Васильев в течение всей сознательной жизни с большей или меньшей
активностью, в зависимости от обстоятельств, писал пейзажи. Его пейзаж - всегда живой,
населенный если не какими-то фантастическими духами, то, во всяком случае, их
символами. Константин не был осведомлен, положим, что дерево излучает биологическую
энергию, имеет свое биополе, воздействующее на все окружающее, о чем пишут теперь
ученые. Но художник желал, ему непременно хотелось, чтобы лес был именно живым,
ведущим активный разговор с человеком. Работы художника имеют собирательный
характер, и нет среди них ни одного просто нейтрального пейзажа, каждый несет ярко
выраженное чувство.
    Вот, казалось бы скромная работа, где на фоне молодых зеленых побегов изображен
могучий древний
дуб. Этот исполин с царственной мощью расположился на кусочке
отведенной ему судьбой земли. Он стоит там, соxраняя гордость и величие, словно не
замечая того, что утерял всех своих сверстников, а его самого давно окружает опустевшее
поле. Но, видимо, знает этот патриарх лесов какую-то тайну и хранит ее до поры,
чувствует еще в себе силу и ждет условного часа. Пейзаж этот дает зрителю не только
чисто эстетическое наслаждение - он пробуждает способность понять сокровенное.
    Продолжая совершенствовать это направление в живописи, Васильев глубоко
проникает в тайны состояния природы и к концу своей трагически оборвавшейся жизни
создает удивительно одухотворен-
ные пейзажи
"Осень" и
"Лесная готика", в которых
показывает примеры высочайшей пластики, богатейшего колорита, великолепной
композиции и рисунка.
    Константин очень любил осень, щедрую многообразием красок, и, собрав лучшие
черты-приметы, написал обобщенный образ этого времени года. Его "Осень" как бы
извиняется перед зрителем за остывающее лето буйством цвета, необычной тишиной и
торжественностью леса, который хотя и лишился птичьих песен, но не опустел: он дышит,
несет в себе мощный заряд накопленной за лето энергии и щедро посылает его всему
живому. Константин как-то в разговоре с друзьями рассказал, что самое яркое и самое
сильное впечатление о живописи у него осталось после того , как он увидел "Золотую
осень" Левитана в букваре и его "Осень" создана на основе детских впечатлений.
    К романтическим можно отнести и работу Васильева "Лесная готика". Пейзаж
написан в период активного увлечения историей и культурой других народов, когда
Костю заинтересовало время перехода европейцев к Ренессансу. В его "Лесной готике"
передан психологический настрой северных народов Европы, во многом схожих с
нашими русскими поморами, жившими среди строгих и величественных лесов. Картина
несет в себе определенную печать этой суровости и возвышенности, какой-то
аскетической духовности. Несмотря на то, что художник написал вполне привычный нам
хвойный лес со всеми его цветовыми бликами, лес этот ассоциируется с готическим
храмом.
    Безмолвны сосны. Но вот сквозь кроны деревьев отвесно падают солнечные лучи,
пробиваясь тремя самостоятельными потоками и заливая сказочным светом стволы
деревьев, землю. Своей живительной силой свет одухотворяет суровую стихию леса. Вся
земля становится светлой и прозрачной, и мы уже слышим звучание органа ,
составленного из необычных этих труб. Все это вместе создает океан звуков мятущихся и
в то же время торжественных и глубоких.И вдруг мы выделяем нежное, лирическое пение
маленькой елочки и одновременно замечаем ее, оторвавшуюся от земли и парящую между
грозных стволов в надежде пробиться к живительному свету. И тотчас елочка вызывает в
нас трепетное чувство, стремление помочь ей, не дать стихиям, темным силам задушить
этот росток.
    Такова основа глубокой гуманной сущности северных народов: не тонкая задушевная
лирика южанина, но всегда суровая по своему выражению, требующая активного
действия драма.