Перед закрытием выставки К. Васильева в Липецке на ней побывал председатель
клуба любителей живописи К. Васильева А. И. Доронин.
    - Анатолий Иванович, насколько успешно, на ваш взгляд, прошла выставка в нашем городе ?
    - Я не ожидал, честно признаюсь, такого интереса к художнику Константину Васильеву.
Город ваш хотя и областной, но по численности населения довольно небольшой, и я думал,
что народу будет немного. Мы сюда приехали из Санкт-Петербурга, где выставка проходила
очень успешно, и грешно было прерывать ее, перед открытием музея для нас каждая копейка
очень важна, - но ваши липецкие общественники так меня просили, что я не смог отказать.
Хотя мы немножко потеряли в деньгах, но я не жалею - приобщили целый регион к живописи
Васильева, и воронежцы сюда приезжали, и из Рязани... Я доволен.
    - А что для вас лично, для вашей судьбы значит имя этого художника?
    - Это громко, наверное, прозвучит, но моя жизнь напрямую связана с творчеством
Васильева: двадцать лет я посвятил пропаганде творческого наследия художника.
Первоначально и мысли такой не было, конечно. - создать музей. Просто хотелось
поделиться своим открытием удивительного художника с другими людьми.
    - Вы были знакомы с самим художником?
    - Да, но наше общение было очень недолгим. Так случилось, что я вращался в кругу
его друзей. Я был дружен с секретаршей Ильи Глазунова, у которой Костя часто останавливался,
когда приезжал в Москву, В этой квартире и увидел однажды картину Кости
"Над Волгой" .
Я был потрясен! Познакомившись, я высказал ему свое восхищенное мнение о его творчестве,
он пригласил меня к себе в Казань. Я пообещал приехать, посмотреть его картины -но, увы,
он погиб, и я приехал в Казань уже к его матери. Я приехал, чтобы попросить привезти картины
в Москву, показать их людям.
    - С этого и началась двадцатилетняя эпопея?
    - Первую выставку я делал, чтобы познакомить людей с творчеством Васильева.
Реакция зрителей была для меня неожиданной -люди так реагировали на работы Кости! Особенно запомнилась выставка на
Малой Грузинской улице в 81-м году. Был лютый мороз, форсунки на ТЭЦ лопались, и люди выходили из
холодных квартир на улицу, обогреваясь, разжигая костры. Так вот, на выставку Васильева стояли в очереди
по четыре часа, через каждые десять метров горели костры, люди грелись и стояли, это было какое-то
священнодействие... И я понял, что нужно создать музей Константина Васильева.
    - Первоначально планировали, кажется, в Подольске? Почему там и почему не осуществилось?
    - Тут вот какая сложность была. Мать художника жила в поселке Васильеве под Казанью,
и она не могла быть вдали от картин сына, она жила ими после гибели Кости. Она сказала: "Я должна жить
там, где будет музей". И она была права. В Подольске давали прекрасную галерею под картины, но
не давали прописку и квартиру матери Еще несколько вариантов пришлось отклонить по этим же
причинам.
    - А как совмещалась ваша работа с хлопотами о музее Константина Васильева, с организацией выставок?
    - Я был в то время офицером, пришлось уволиться из армии. Свои
двадцать пять лет я отслужил, совмещать работу военного журналиста с организацией музея
художника было сложно, мне напрямую говорили, что не своим делом занимаюсь. Надо было
выбирать, и я написал рапорт, уволился в звании подполковника. А с музеем в конце концов добились
результата: вышли на Лужкова, и он дал нам... остов старинного особняка, мы его восстановили и вот
третьего сентября открываем наконец музей художника Константина Васильева.
    - Не совсем понятно, согласитесь, что военный человек, офицер, вдруг озаряется идеей посвятить свою жизнь созданию музея художника...
    - Да, тем более что особой страсти к живописи я не испытывал. Третьяковку посещал,
Пушкинский музей, музыку слушал классическую, как в то время было принято. Но здесь, с Костей...
Я был как бы...призван что ли-я не мог этим не заниматься. И вот после гибели Кости сделал первую
выставку и с тех пор восемнадцать лет вожу картины Васильева по стране. Вояж заканчивается, открываем
музей.
    - А как вы относитесь к странной и постоянной в своей странности ситуации, что творчество художника
Васильева любимо народом, но не признается профессионалами?
    - Существует несколько причин. Когда мы искали место для музея, в Коломне дали все - и квартиру
матери Кости, и помещение для музея. Мы уже перевезли семью Кости в Коломну из Татарии. Но тут
местные художники коломенские встали на дыбы: что это за варяг такой в наш город, почему не своим
художникам музей? И все опять рухнуло.
    - Но там понятно - делили, как ныне принято говорить, недвижимость. А если в Липецк просто привезли
выставку, а профессионалы возмущены сим фактом...
    - Липецк неоригинален в этом, такая ситуация характерна для любого города. Год назад в институте
имени Сурикова был специальный симпозиум посвящен проблеме: признать Константина Васильева
художником или нет? Собрались для решения проблемы художники большие с академиками во главе,
долго спорили и в конце концов пришли к интересному выводу: не признавать творчества Васильева,
потому что он не является представителем никакой школы. А Константин Васильев вообще открыл новое
направление. В начале века был известный искусствовед и писатель Доуэлин, который говорил, что
реалистическое искусство заходит в тупик и чтобы вывести его на столбовую дорогу жизни, необходимо
соединить мифотворчество и символизм. Мифотворчество - как плоть искусства, символизм - как его
форма. И именно Константин Васильев впервые его воплотил, назову хотя бы картину
"Человек с филином" .
    - Возвращаясь от искусствоведов к простым, теоретически неподготовленным зрителям, - что они,
на ваш взгляд, получают от картин Васильева?
    - Картины Васильева разговаривают со зрителем, они дают колоссальную информацию, несут не
только эмоциональную - огромную энергетическую силу. Васильев действительно неординарен. Он
великолепный график, у него прекрасные пейзажи, но у него есть ряд работ, которыми он пытается
вернуть нас в нашу дохристианскую историю, помочь нам разобраться, какими мы были в прошлом,
развести полярность мужчина - женщина. Мужчина должен быть мужественным, женщина -
женственной, а вся эта феминизация нарушила в обществе гармонию. Константин Васильев, я беру
на себя смелость сказать это, является родоначальником новой школы, нового языка в живописи.
Люди новое слово почувствовали прежде, чем художники, которые не понимают и не принимают
пока живопись Васильева.
    - И что же такое почувствовали люди, если приходят на выставку к картинам Васильева не раз и не
два?
    - Как-то на выставке женщина стоит у картины "Человек с филином" - и плачет. Спрашиваю: "Вы
почему плачете?" Она говорит: "Я не знаю, я третий раз прихожу и плачу". Есть вещи
необъяснимые, просто информация энергетически приходит к сердцу, если сердце готово ее
принять. У людей пробуждается генетическая память от общения с работами Кости, они
"вспоминают" древнюю Русь, прошлое и то, что было в подсознании, входит в сознание, будоражит
мысль, вызывает чувства - и человек плачет, или радуется, или осознает что-то важное вдруг. Взять,
например, картину "Нашествие", где художник фокусирует идею добра и зла. Эскиз картины был
написан в красках, сражение тевтонов и славян, летят руки-ноги, кони падают, хоругви развеваются,
но в конце работы Костя уходит от многословия, попадая, как всегда, в "десятку",
- он графически решает идею добра и зла, противостояния " мы и они", и
серая гамма настолько сильно действует на зрителя!
    - Ваша долгая одиссея подошла к концу - третьего сентября откроется в Москве музей художника
Константина Васильева. А как вы относитесь в целом к созданию музеев художников? В Липецке у
нас тоже есть музей художника.
    - Я могу только приветствовать создание музеев, чем больше их будет, тем лучше. Пусть даже
художник плохой для кого-то, а для кого-то он интересный художник. Пусть множатся центры
культуры, это всегда лучше, нежели разрушение, рок-музыка, доминирующая в сознании молодых
людей. Мы молодежь не воспитываем ни на чем, а воспитывать можно только на классике, и это
лучшее надо накапливать, надо дорожить им и хранить в сокровищницах центров, музеев для
будущих поколений. В Липецке, я знаю, есть Сорокин, прекрасный художник, и любой приезжий
человек, придя в Дом Мастера, по творчеству этого художника сделает выводе вашем городе. И
всякий музей художника надо только приветствовать.
    - Спасибо за интервью, и желаем процветания новому музею, для открытия которого вы лично
сделали так много.
июль, 1997г.
|
|